Каких детей будет ожидать успех в мире будущего Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора МВФ

«Ребёнку должно быть все равно, в какой стране жить, на каком языке говорить и в какой школе учиться. Мир глобален и дети должны это понимать.

Фото: finance.liga.net

Меня недавно спросили, каким навыкам стоит обучать ребенка, чтобы он был востребованным и успешным в будущем мире, — пишет Владислав Рашкован в блоге на сайте nv.ua. — Сложный вопрос, на который в каждой семье свой ответ. Правильность подходов проверит то самое будущее, когда будет уже поздно. Поэтому стоит задумываться над этим уже сегодня. После рождения старшей дочери 12 лет назад мы в семье сформулировали свои подходы. Внизу я их изложил, добавив также комментарии друзей.

Первое – это ценности. В нашей семье: прозрачность, честность, взаимность, доверие и уважение. В вашей семье могут быть другие. Главное, чтобы они были. Ценности – это каркас, на который нанизывается судьба и будущее ребёнка. И компас, который поможет пройти сложный жизненный путь, не потерявшись в себе. Ценностям сложно учить, их можно воплощать своим примером, пропитывать ими жизнь. Нужно создавать окружение, где желаемое поведение ребёнка – повседневная ситуация.

Второе – методологический аппарат. Фактически, под воздействием родителей дети должны понять и уверовать, что неразрешимых задач нет, у любой есть решение, будь то запуск ракеты на Марс или выигрыш в районной олимпиаде по литературе. Часто решения уникальны, но в большинстве своём универсальны. В будущем все больше и больше придется принимать такие решения в условиях растущей неопределенности. Этого не нужно бояться, это надо практиковать. Анализу и синтезу и критическому мышлению должны учить не в аспирантуре, а в начальных классах школы.

Третье – открытый и любознательный ум. У ребёнка должна быть жажда к новым знаниям. Вопросы «почему?» и «зачем?» не должны выходить из обихода ребёнка, постоянное самообучение должно давать пищу для ума. Мозг взрослеющего ребенка должен сохранять свою пластичность. Тогда будет легко работать с огромными массивами данных, отличать фейк новости от фактов в мире постправды, принять роботов рядом, думать о жизни в океане или на другой планете, при этом не теряя человечности.

Четвертое – умение вести диалог. Диалог – инструмент развития эмоционального интеллекта и ключ к многим дверям в жизни. При этом начинать стоит, наверное, не с развития ораторского мастерства или искусства дебатов, а с умения слушать. Слушать себя, других, окружающий мир, музыку, замечать нюансы, понимать и признавать чужие интересы и мнения. Вместе с любознательностью можно познать много чужих миров и обогатить свой собственный.

Ну и последнее – космополитизм. Ребёнку должно быть все равно, в какой стране жить, на каком языке говорить, в какой школе учиться. Мир глобален и чем раньше дети это поймут, чем раньше начнут к этому готовиться (в том числе изучая языки) и перестанут мыслить категориями своей деревни, города, страны, континента или даже планеты, тем им будет легче не только адаптироваться, но и лидировать в этом мире будущего. Корни корнями, но вы точно не хотите, чтобы эти корни стали камнями, которые не позволят вашим детям прожить счастливую жизнь. Родившись в Украине, однажды ребенок может начать учиться в школе в Германии, поступить в колледж в Америке, закончить аспирантуру в Британии, начать работу в Сингапуре или Кейптауне, а затем снова вернуться в Украину, чтобы сделать счастливыми, в том числе и вас. Ведь именно этого хотите и вы.


Поделитесь.